Общеизвестны огромные успехи, достигнутые Китаем за последнюю четверть века, в подъеме экономики и жизненного уровня народа, разви- тии науки и техники, образования и культуры. Эти успехи неразрывно связаны с деятельностью выдающегося государственного деятеля Китая – Дэн Сяопина, сумевшего вывести самую много- населенную страну мира из состояния политиче- ского хаоса, нищеты и отсталости и направить ее на путь устойчивого социально-экономического развития. Дэн Сяопин, провозгласив политику рыночных реформ внутри страны и ее открыто- сти внешнему миру, выдвинул стратегию «со- циалистической модернизации с китайской спе- цификой» (有中国特色的社会主义现代化 – ю чжунго тэсэ дэ шэхуй чжуи сяньдайхуа) [6, с.328]. Дэн Сяопин (1904-1997) родился в одной из деревень провинции Сычуань в семье, хорошо понимавшей значение образования. Здесь он окончил начальную школу. В 1920 г. по предло- жению отца уехал за границу – во Францию, чтобы учиться и работать. Там, восприняв мар- ксизм, вступил в 1924 г. в ряды Коммунистиче- ской партии Китая. В 1926 г., находясь под угро- зой высылки из Франции, выехал в Москву, где начал обучение в Университете имени Сунь Ят- сена, специально созданном для учащихся из Ки- тая. И хотя обучение в Университете Сунь Ятсе- на было рассчитано на два года, не прошло и го- да, как Дэн Сяопин был отозван домой для прак- тического участия в революции. Это было в кон- це 1926 г. И через год, в ходе первой революци- онной гражданской войны в Китае, когда Ком- партия была вынуждена уйти в подполье, Дэн Сяопин становится управляющим делами ЦК КПК. В восхождении Дэн Сяопина на политический олимп и пребывании на нем было немало драма- тических моментов и событий. Его трижды сни- мали со всех руководящих постов, а затем вос- станавливали. Причем было это как в период на- ционально-освободительной революции в Китае (в 1933 г.), так и после образования КНР. В 1966 г., во время «культурной революции» (文革- вэнь гэ ), развернутой по инициативе Мао Цзэдуна, его сняли с постов генерального секре- таря ЦК КПК, заместителя премьера Госсовета КНР и всех других должностей. В 1973 г. по предложению Мао Цзэдуна его восстановили в должности заместителя премьера Госсовета КНР, а в 1975 г. назначили заместите- лем председателя ЦК КПК, заместителем пред- седателя Военного совета ЦК КПК и начальни- ком Генерального штаба Народно- освободительной армии Китая (НОАК). Но уже 190 через год, еще при жизни Мао Цзэдуна, его вновь сняли со всех постов. После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) и разгрома «банды четырех» Дэн Сяопин был опять восстановлен на своих прежних должностях [2, с.212-214]. На этих постах Дэн Сяопин занялся претворе- нием в жизнь принятого руководством КНР в январе 1975 г. курса на осуществление «четырех модернизаций» ( 四个现代化- сы гэ сяньдайхуа ) – сельского хозяйства, промышленности, оборо- ны, науки и техники. Но прежде всего приступил к проведению «всестороннего упорядочения» всей подорванной в результате «культурной ре- волюции» административно-хозяйственной жиз- ни, поставив задачи по созданию эффективной структуры управления производством, реформи- рованию системы взаимоотношений центра и мест на основе передачи части полномочий ни- зовым организациям, упрощению военного и ад- министративного аппарата, восстановлению нормативной базы, внедрению системы ответст- венности за руководство предприятиями и про- ведению в жизнь принципа распределения по труду. Все эти решения в дальнейшем стали состав- ной частью разработанной им программы модер- низации Китая, что дает основания китайским исследователям считать 1975 г. началом форми- рования и проверки на практике основных идей Дэн Сяопина о проведении реформ и открытой политики, в первую очередь его центральной идеи о приоритете экономического строительст- ва, сформулированной им еще в 50-е гг. [5, с.22]. В декабре 1978 г. в Пекине состоялся третий пленум ЦК КПК 11- го созыва. Он обобщил опыт предшествующего периода в строительстве со- циализма в Китае и осудил ошибки, допущенные главным образом во время «культурной револю- ции» 1966-1976 гг. Было отмечено, что экономи- ка страны более десяти лет топталась на месте, в результате чего в жизни населения Китая нако- пилось множество проблем. Пленум выработал установку на проведение указанных выше «че- тырех модернизаций» – сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техники, что должно было привести к улучшению материаль- ного положения народа. Таким образом, третий пленум положил начало новому этапу в развитии КНР – этапу реформ. На пленуме Дэн Сяопин и его сторонники, выступавшие за реформирова- ние Китая, существенно укрепили свои позиции в КПК. С этого момента Дэн Сяопин становится главным реформатором китайской экономики и фактически главным руководителем страны [1, с.11]. После третьего пленума Дэн Сяопин сфор- мировал ключевые теоретические и программ- ные положения стратегии реформ. Целью социалистической модернизации стало выведение Китая к середине XXI в. на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путь модернизации – ускоренный экономический рост, качественное обновление экономики и по- вышение ее эффективности на базе развития на- учно-технического потенциала. Исходя из того, что наука есть «главная производительная сила» ( 重要生产力 – чжун яо шэнчаньли ), он относил ее развитие к важнейшим задачам экономическо- го строительства, одновременно призывая к за- имствованию передовых зарубежных научно- технических достижений. Постановка задачи по развитию науки и техники связывалась Дэн Сяо- пином с повышением роли интеллектуального труда в осуществлении модернизации и вообще положения интеллигенции в обществе. Государственная основа – социализм, потому что он дает возможность обеспечить необходи- мую концентрацию материальных и людских ресурсов для ускоренного социально- экономического развития и достижения всеоб- щего благосостояния, не допуская сосредоточе- ния основной части общественного богатства в руках малой части общества. Но социализм в Китае строился с учетом национальной специ- фики, заключающейся в исторически сложив- шейся и объективно обусловленной социально- экономической отсталости, в условиях дефицита пахотной земли и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. Поэтому с начала разработки стратегии модер- низации Дэн Сяопин отказался от догматическо- го следования принятым в СССР канонам социа- листического строительства и вел поиск строи- тельства собственной модели социализма с ки- тайской спецификой. Учитывая, что преодоление отсталости Китая потребует длительного време- ни, было принято принципиально теоретическое положение о том, что КНР находится на началь- ной стадии социализма, которая продлится до середины XXI в. [5, c.22-23]. Экономическую основу этой модели состав- ляет общественная собственность на средства производства, при этом поощряется развитие не- социалистических секторов экономики, включая частный сектор. Дэн Сяопин отказался от буква- листского противопоставления плана и рынка, рассматривая и то, и другое лишь как средства в руках государства, не определяющие его сущ- ность (поскольку при социализме, также как и при капитализме, используется и план, и рынок) и в период реформ 80-90-х гг. руководство КПК постепенно через ряд промежуточных этапов, 191 расширяло роль рыночных отношений как глав- ного регулятора развития экономики. Основные средства осуществления модерни- зации – реформы и открытая политика. Реформы направлены на приведение производственных отношений в соответствии с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производст- венные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А открытая по- литика призвана включить КНР в процесс глоба- лизации экономики и других сфер жизни челове- ческого сообщества, активно привлекать зару- бежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы в конечном счете повысить мировую кон- курентоспособность Китая [5, с.23]. Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политиче- ской системы. Политико-идеологическая над- стройка характеризуется в его теории как дикта- тура пролетариата под руководством Компартии Китая. Политическая жизнь страны строится в соответствии с выдвинутыми Дэн Сяопином «че- тырьмя основными принципами» ( 四项基本原则 – сы сян цзибэнь юаньцзэ ): следовать социали- стическому пути, придерживаться диктатуры пролетариата, руководства КПК и марксизма- ленинизма, идей Мао Цзэдуна ради обеспечения главного внутреннего условия нормального хода реформ – политической стабильности. Никакие отклонения от этой линии в сторону политико- идеологической либерализации не допускались. Дэн Сяопин отказался от заимствования запад- ной модели демократии с разделением трех вет- вей власти и борьбой партий за власть, считая ее не подходящей для китайских условий. Содер- жание же реформы политической системы со- стоит в повышении эффективности существую- щей ныне системы представительных органов власти (собрания народных представителей и т.п.), расширении их контролирующих функций и демократических начал в их деятельности, уп- рощении и сокращении управленческого аппара- та, четком разделении полномочий между пар- тийными и административными органами, меж- ду центром и местами, и т.д. [5, c.23] . Проведение в жизнь курса Дэн Сяопина не- разрывно связывается с превращением Китая в современное правовое государство, управляемое на основе закона, при сохранении руководящего статуса Компартии и существующей в КНР сис- темы собраний народных представителей и мно- гопартийного сотрудничества под руководством КПК. За годы реформ был разработан огромный массив законодательных актов, регламентирую- щий все стороны экономической, государствен- ной и общественной жизни. Особое значение и в проведении реформы по- литической системы, и в целом в процессе мо- дернизации придается правящей партии как га- ранту обеспечения социально-политической ста- бильности, без которой невозможно успешное проведение курса на модернизацию, поэтому во- просы партийного строительства, укрепления партийной дисциплины и усиления внутрипар- тийного контроля постоянно находятся в центре внимания руководства КПК [5, с.24]. В процессе разработки стратегии модерниза- ции Китая Дэн Сяопином была пересмотрена прежняя концепция развития современного мира, сводившаяся к тому, что его основу составляли мировая война и революция. Согласно теории Дэн Сяопина основными тенденциями, опреде- ляющими состояние современных международ- ных отношений, являются развитие и мир, со- хранение которого является гарантирует успеш- ное проведение модернизации КНР. Особое зна- чение для народов Китая и СССР имеет то, что взаимное преодоление прежних идеологических стереотипов и разногласий привело к нормали- зации советско-китайских отношений [5, с.24]. Наконец, неотъемлемой частью программы модернизации Дэн Сяопина является завершение процесса объединения страны по формуле «одно государство – два строя» (一国两制 – и го лян чжи), предусматривающее сохранение в Сянгане, Аомэне и на Тайване, после их воссоединения с КНР, существующего там капиталистического строя [5, с.24]. Так, 1 января 1979 г. КНР и США официально установили дипломатические отношения. США признали правительство КНР как единственно законное правительство Китая, а Тайвань как неотъемлемую часть Китая. 1 июня 1997 г. со- стоялась церемония перехода Сянгана под юрис- дикцию КНР. 20 декабря 1999 г. правительство КНР осуществило восстановление суверенитета над Аомэнем [3, с.66,71,78]. При разработке программы социалистической модернизации Дэн Сяопин не имел готовых от- ветов на сложнейшие вопросы ее осуществления в столь огромной стране, какой является Китай. Разработка этой программы велась методом «пе- реходить реку, нащупывая камни» (摸着石头过河 – мочжэ шитоу го хэ). Данный лозунг употребляется в Китае в качестве сино- нима осторожного подхода к решению экономи- ческих проблем. Одним из главных факторов, предопределившим успех китайских преобразо- ваний, является постепенный, эволюционный характер реформенного процесса. Дэн Сяопин приступил к проведению полити- ки модернизации Китая после окончания разру- 192 шительной «культурной революции», приведшей страну к такой опасной ситуации, когда, по сути, надо было решать проблему спасения нации и государства. Важнейшей особенностью полити- ки Дэн Сяопина было то, что она всецело была подчинена задаче наращивания совокупной го- сударственной мощи и улучшению жизни наро- да. Отсюда – взвешенный и ответственный под- ход к последовательности, глубине и темпам преобразований, стремление по возможности избегать радикализма в принятии решений [5, с.26]. Дважды смещавшийся со своих постов Мао Цзэдуном Дэн Сяопин никогда не пытался по- дорвать авторитет своего предшественника. Проводя реформы, строя сильное государство, он не чернил предшествующий период истории КНР, в то же время отмечал и критиковал нега- тивные моменты этого периода, содержавшиеся как в практике социалистического строительства, так и в идеях иных руководителей. Опыт двадцати лет реформ показал, что Дэн Сяопину удалось вывести страну из состояния политической, социально-экономической отста- лости и обеспечить начало ее поступательного развития. Дэн Сяопин проводил реформы в тяжелейших исходных условиях, но все же смог вывести страну из состояния отсталости на путь социали- стической модернизации. Так как крестьянство составляет большинство населения Китая, Дэн Сяопин начал реформы, в первую очередь, в де- ревне, дав крестьянам свободу распоряжаться продуктами своего труда. Коммуны и производ- ственные кооперативы были демонтированы, вместо этого в деревне был введен семейный подряд: крестьянам передавались в пользование ( подряд, аренда ) земли ( обычно сроком на 3-5 лет ); крестьяне должны были после выполнения обязательств по продаже части выращенного урожая государству по твердым ценам делать отчисления в пользу бригад, оставшейся частью продукции крестьянский двор вправе был распо- ряжаться по своему усмотрению. Переход к системе семейного подряда привел к повышению эффективности и росту темпов производства, высвобождению значительных излишков сельской рабочей силы. Политика же- сткой изоляции, преграждая возможность мигра- ции в города, способствовала концентрации из- быточного труда на селе. Это фактически поло- жило начало формированию новых направлений модернизации, но за пределами системы семей- ного подряда. Бурный рост неземледельческих форм производственной и хозяйственной дея- тельности, известных в Китае как поселково- волостные предприятия, свидетельствовал о но- вом этапе общественного разделения труда в де- ревне [7, с.214]. Затем стабилизировав ситуацию и создав ос- нову для формирования рынка, в середине 80-х гг. приступил к широкому проведению реформы в городе. Он отбросил стереотипы уравниловки и призвал дать возможность на первом этапе дос- тичь зажиточности части людей и части регио- нов, чтобы добиться ускорения общего экономи- ческого развития, которое позволит впоследст- вии подтянуть отстающие регионы, отрасли и т.д. Все предпринимаемые им шаги проходили в постоянном противодействии тем, кто оставался на позициях прежней модели социализма со все- общим огосударствлением собственности и уравниловкой, а также тем, кто требовал отказа от социализма и заимствования западной систе- мы демократии [5, с.29]. Важным фактором, предопределившим успех китайских реформ, является постепенный, эво- люционный характер реформенного процесса. Дэн Сяопин уделял внимание активному изуче- нию мирового опыта социально-экономического развития, он, тщательно изучив кризисную си- туацию в Китае, выявил особый социалистиче- ский путь развития для Китая. Дэн Сяопин взве- шенно и ответственно подходил к последова- тельности, глубине и темпам преобразований, полагая, что реформы должны, прежде всего, проводиться в интересах общества. Важной особенностью процесса модерниза- ции являются сильная государственная власть. Эффективность реформ Дэн Сяопин видел в по- литической стабильности. Политическая система однопартийного доминирования обеспечивает, прежде всего, стабильность в обществе. Также важной особенностью реформы Дэн Сяопина, которая определила ее успех, явились внешняя политика открытости и широкое при- влечение иностранных инвестиций. Были созда- ны особые экономические районы (ОЭР), ориен- тированные на внешний рынок, также создава- лись открытые экономические зоны в примор- ских районах, беспошлинные зоны, открытые приморские города. Дэн Сяопин начал экономическую реформу с самого слабого сектора экономики – сельского хозяйства, его подход к проблеме выбора пути и средств развития всегда носил комплексный ха- рактер, он основывался на учете общего баланса взаимодействия и взаимовлияния всех сфер жиз- ни страны при принятии стратегических реше- ний. Другой важной особенностью китайской ре- формы называют отказ от одномоментной всеох- ватывающей либерализации цен и быстрой при- ватизации государственного сектора экономики. 193 Также достаточно длительное существование двух экономических систем – планово- распре- делительной и рыночной – явилось одной из ха- рактерных черт реформы. Происходило посте- пенное ослабление монопольного положения госсектора в промышленности, были созданы условия для относительно свободного доступа на рынок частных и коллективных предприятий, а также предприятий с участием иностранного ка- питала. Дэн Сяопин в 1979 г. выделил две важнейшие особенности Китая, которые определяют специ- фику модернизации китайского типа – слабость экономической основы и многонаселенность. Одновременно он сформировал четыре основных идеологических и политических принципа: от- стаивать социалистический путь, диктатуру про- летариата, руководство Компартии, марксизм- ленинизм – идеи Мао Цзэдуна [4, с.155]. На XV съезде КПК в 1997 г. в Устав партии было включено положение о руководящей роли «теории Дэн Сяопина» ( 邓小平理论 – Дэн Сяо- пин лилунь ) на начальной стадии социализма. Она рассматривается в качестве нового этапа развития марксизма в Китае, второго теоретиче- ского достижения в Китае после «идей Мао Цзэ- дуна» ( 毛泽东思想 – Мао Цзэдун сысян ) и на- учной системы строительства социализма с ки- тайской спецификой [5, с.25]. В условиях длительного реформирования всей экономической жизни страны на рыночной основе невозможно было избежать негативных явлений, таких как поляризация общества, раз- рыв в уровне развития города и деревни, возрас- тание коррупции на фоне бедности населения. Условия для этих явлений постоянно воспроиз- водятся самой рыночной средой и открытостью страны внешнему миру. Поэтому сохранение со- циально-политической стабильности во многом зависит от политической воли, умения и способ- ности власти противодействовать негативным явлениям, ограничивая их масштабы и степень воздействия на экономику, общество и саму го- сударственную власть, умения учитывать и регу- лировать интересы новых социальных слоев и решать возникающие в связи с этим противоре- чия. В теории Дэн Сяопина китайские общество- веды выделяют учение о развитии, политиче- скую идеологию, экономическую философию и другие аспекты. Сердцевиной учения о развитии является вывод о социалистическом характере модернизации КНР, единстве политики и эконо- мики, гарантирующем, в отличие от СССР и стран Восточной Европы, социалистический путь Китая. Дэн Сяопин вышел на новый уро- вень понимания социализма, стержнем которого становится освобождение и развитие производи- тельных сил, а система организации нацелена на избавление общества от эксплуатации, имущест- венной поляризации и достижение всеобщего благосостояния. Экономическая философия Дэн Сяопина основана на комплексном подходе к проблемам модернизации, увязывая воедино производственные отношения, надстройку, по- литическую систему, культуру, мораль, развитие самого человека и т.д. Важнейшей заслугой Дэн Сяопина признано философское осмысление возможностей «использования шанса» для подъ- ема производительных сил Китая, что успешно претворено в жизнь. Ядро политической идеоло- гии Дэн Сяопина составляет политическая ста- бильность как гарантия успеха модернизации [5, с.25]. Реформы, начатые и проводившиеся под ру- ководством Дэн Сяопина и в целом успешно продолжающиеся и сейчас, уже состоялись. Именно за это время Китай совершил невидан- ный скачок в развитии экономики и приведения китайского общества к уровню «среднего дос- татка» ( 小康 – сяокан ), обретя прочный статус одной из сильных стран в мировой экономике. Опыт проводившихся под руководством Дэн Сяопина реформ вызывает огромный интерес в России и в мире. Он основан на реальных успе- хах Китая, достигнутых в кратчайшие, по исто- рическим меркам, сроки и на неизбежном сопос- тавлении китайского опыта реформ с реформами в последние годы существования СССР и пост- советской России.